Демографические и социoкультурные аспекты функционирования китайской диаспоры в Канаде

Научная статья
Для цитирования
Ван И., Лю П., Рязанцев С. В. Демографические и социoкультурные аспекты функционирования китайской диаспоры в Канаде // ДЕМИС. Демографические исследования. 2024. Том 4. № 2. С. 116-132. DOI: https://doi.org/10.19181/demis.2024.4.2.8 EDN: ZUAPGU

Аннотация

Китайская община в Канаде является одной из самых крупных диаспор. Согласно данным переписи населения в 2021 г. численность китайских иммигрантов и их потомков в Канаде достигла 1,71 млн человек, из которых более 1,29 млн говорят на китайском как на родном языке. Такая обширная китайская языковая экосистема, созданная потомками, оказывает значительное влияние на языковую обстановку и политику Канады. Для формирования китайской языковой среды помимо образования китайского языка в государственной системе образования и Институтов Конфуция важную роль играют негосударственные организации, такие как китайские школы, китайские общества, китайская пресса, общественные центры и семьи. Вместе они создают согласованную модель совместного предоставления китайской языковой экосистемы в Канаде, основанную на государственном предложении, общественном участии, рыночных механизмах и семейном воспитании.
Ключевые слова:
канадцы китайского происхождения, иммигранты, китайский язык, адаптация, интеграция, образование, миграционная политика, Канада

Биографии авторов

И Ван, Университет Вэньчжоу, Вэньчжоу, Китай
заместитель декана, Колледж изучения китайцев за рубежом
Пэн Лю, Китайский университет связи, Пекин, Китай
аспирант
Сергей Васильевич Рязанцев, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник

Литература

1. 阮西湖。加拿大语言政策考察报告。世界民族。2001年。第3期。第42-50页。

2. 王丽彩。加拿大新移民子女华文教育的问题及对策。八桂侨刊。2004年。第3期。第25-27页。

3. 李怡。加拿大当代汉语作为外语教育考察。山东外语教学。2009年。第1期。第58-62页。

4. 张燕。加拿大华文教育的发展现状与主要问题研究。云南师范大学学报。2011年。第1期。第88-93页。

5. 张燕。加拿大公共教育体系中的华文教育探索——以埃德蒙顿中英双语教学计划为例。海外华人教学。2011年。第2期。第104-110页。

6. 张燕。加拿大华文教育的历史发展及前景展望。八桂侨刊。2010年。第12期。第57-63页。

7. 吴岩。加拿大BC省大温哥华地区中小学生汉语教材应用浅析。国际汉语教育。2011年。第9期。第62-73页。

8. 邓东元。阿尔伯塔省中小学汉语教育引介。云南师范大学学报。2012年。第1期。第82-87页。

9. 曾嵘。加拿大汉语教学及汉语推广考察分析——以加拿大魁北克省为例。国际汉语教育。2013年。第3期。第45-56页。

10. 邬瑶瑶。华人中文学校在多伦多的办学实践探究(1858-1967年)。合肥师范学院学报。2021年。第1期。第87-91页。

11. Boyd, M. 100 Years of Immigration in Canada / M. Boyd, M. Vickers // Canadian Social Trends. 2000. Vol. 58. Pp. 3–12.

12. Anderson, K. J. Vancouver’s Chinatown: Racial Discourse in Canada, 1875-1980. Montreal : McGill-Queen’s University Press, 1995. 336 p. ISBN 0773513299.

13. Li, P. S. Chinese in Canada. Toronto : Oxford University Press, 1988. 164 p. ISBN 0195412710.

14. 李未醉。加拿大华人社会内部的合作与冲突(1923-1999)。北京:世界知识出版社,2006年版。343页。ISBN 7501231591。

15. 中国海外交流协会文教部。第三届国际华文教育研讨会论文集。北京:华语教学出版社。2001年版。ISBN 7-80052-580-5。

16. 张虹倩,胡范铸。全球治理视域下的汉语国际教育及孔子学院建设:问题、因由与对策。社会科学。2017年。第10期。第26-35页。

17. 梁霞,张应龙。加拿大华文教育的现状分析。广西社会科学。2005年。第12期。第194-196页。

18. 王燕燕,罗庆铭。加拿大的祖语教育与华文教育。语文建设。1998年。第3期。第45-46页。

19. 刘宏。论二战后新加坡华人社团与教育的互动关系—社会经济的视野。华侨华人历史研究。2002年。第1期。第40-48页。

20. 彭伟步,焦彦晨。海外华文传媒的文化影响力与中国文化软实力的建设。新闻界。2011年。第5期。第123-127页。

21. Krashen, S. D. Principles and Practice in Second Language Acquisition. Oxford : Pergamon Press Inc., 1982. 202 p. ISBN 0-08-028628-3.
Статья

Поступила: 27.03.2024

Опубликована: 28.06.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Ван, И., Лю, П., & Рязанцев, С. В. (2024). Демографические и социoкультурные аспекты функционирования китайской диаспоры в Канаде. ДЕМИС. Демографические исследования, 4(2), 116-132. https://doi.org/10.19181/demis.2024.4.2.8
Раздел
Эмиграция и демография диаспоры