Факторы здоровьесбережения детей в российских дошкольных образовательных организациях

Научная статья
Для цитирования
Шенеман М. В., Истомина О. Б. Факторы здоровьесбережения детей в российских дошкольных образовательных организациях // ДЕМИС. Демографические исследования. 2024. Том 4. № 3. С. 74-87. DOI: https://doi.org/10.19181/demis.2024.4.3.5 EDN: YANKSZ

Аннотация

В статье анализируются проблемы и ресурсы сбережения здоровья детей дошкольного возраста. Позиции и выводы авторов основываются на результатах социологических замеров, проведенных в образовательных организациях Иркутской области в январе-феврале 2024 г. Объем выборки – 943 родителя или законных представителя детей, посещающих образовательные организации Иркутской области. Авторы исследуют факторы динамики уровня заболеваемости детей дошкольного возраста. Определение данных компонентов позволяет наметить и апробировать программу профилактических мер с целью результативного внедрения в региональную систему подготовки специалистов дошкольного образования. В перечне деструктивных трансформаций региональной системы здоровьесбережения авторы отмечают рост хронических заболеваний, дефицит физической активности, нарушения режима питания и его качества. В программу исследования заложено определение оценок участников образовательного процесса. Обоснована важность выявления растущих потребностей родительского сообщества и детских коллективов в области охраны здоровья. Рассмотрены социально значимые и допустимые программы-протекторы как по оздоровлению и образованию всех участников образовательного процесса, так и развитию культуры здоровьесбережения внутри дошкольной организации и за ее пределами. Выводы и результаты работы в равной степени могут быть полезны педагогам-практикам, специалистам административно-управленческого аппарата ведомственных служб, а также представителям научного сообщества в социальной сфере, в институтах здравоохранения и образования, для развития программ социальной стабилизации современного российского общества.
Ключевые слова:
детское здоровье, детский коллектив, участники образовательного процесса, здоровьесбережение, программы-протекторы, факторы сбережения здоровья

Биографии авторов

Мария Владиславовна Шенеман, Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия
соискатель, Иркутский государственный университет; исполняющий обязанности заведующего, МБДОУ г. Иркутска детский сад № 182
Ольга Борисовна Истомина, Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия
доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой социально-экономических дисциплин

Литература

1. Штольц, Ю. М. Оценка уровня готовности педагогов к деятельности по сбережению здоровья в дошкольном образовательном учреждении // Психолого-педагогический журнал ГАУДЕАМУС. 2022. Т. 21, № 3. С. 89–97. DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-3-89-97. EDN NZEQYF.

2. Зимина, И. С. Формирование готовности будущего педагога к организации здоровьесберегающей образовательной среды / И. С. Зимина, Е. В. Кондратенко // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13, № 3. С. 335–343. DOI 10.30914/2072-6783-2019-13-3-335-343. EDN XEAVEJ.

3. Иванищева, Д. С. Безопасность образовательной среды как фактор здоровьесбережения детей дошкольного возраста / Д. С. Иванищева, Н. Н. Тарасова // Здоровьесберегающее образование – залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения : Материалы XII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 17–18 ноября 2022 г. / Под научной редакцией З. И. Тюмасевой. Челябинск : ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2022. С. 111–115. EDN RYZATH.

4. Толмачева, В. В. Образовательная среда дошкольной образовательной организации как фактор здоровьесбережения ребенка // Мир науки. 2016. Т. 4, № 5. С. 1–7. EDN ZIPLZZ.

5. Кривчикова, Л. А. Современные проблемы сохранения здоровья и обеспечения безопасности детей дошкольного возраста / Л. А. Кривчикова, Т. Н. Полькина // Высшее педагогическое образование в провинции: традиции и новации : Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции, Саратов, 12 мая 2023 г. / Под общей редакцией О. В. Бессчетновой, П. А. Шацкова. Саратов : Издательство «Саратовский источник», 2023. С. 320–324. EDN NEEAWX.

6. Макоева, А. Г. Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников по использованию здоровьесберегающей среды // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2020. № 14. С. 20–23. EDN YYUIFZ.

7. Андреева, Н. А. Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста / Н. А. Андреева, Т. А. Шипицина, М. А. Язовских // Современное образование: традиции и инновации : Материалы международной научно-практической конференции, Шадринск, 25 октября 2019 г. / Шадринский государственный педагогический университет и др. Т. 2. Шадринск : Шадринский государственный педагогический университет, 2020. С. 67–69. EDN WDGYIA.

8. Золотовская, Н. А. Взаимодействие семьи и детского сада в сохранении и укреплении психофизиологического здоровья детей / Н. А. Золотовская, Л. В. Хлебникова // Наукоемкие исследования как основа инновационного развития общества : Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Калуга, 04 апреля 2022 г. Стерлитамак : ООО «Агентство международных исследований», 2022. С. 22–24. EDN TSQDLL.

9. Зырина, И. В. Здоровьесберегающие технологии как эффективный инструмент укрепления и охраны здоровья детей дошкольного возраста // Педагогический форум : сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 12 марта 2020 г. Пенза : «Наука и Просвещение», 2020. С. 16–17. EDN UULKYY.

10. Гераськина, М. А. Применение здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольной образовательной организации / М. А. Гераськина, Г. В. Пожарова, А. А. Тишкова // Успехи гуманитарных наук. 2023. № 4. С. 211–216. EDN LJWAUG.

11. Стожарова, М. Ю. Применение здоровьесберегающих технологий в ДОО как условие формирование здоровой личности дошкольников / М. Ю. Стожарова, И. О. Кузнецова // Поволжский педагогический поиск. 2016. № 3 (17). С. 63–65. EDN XHGHBP.

12. Нургалиева, К. А. Тенденция применения здоровьесберегающих технологий в дошкольной образовательной организации // Образование будущего : Материалы IV Международной научно-практической конференции с международным участием, Грозный, 17–18 ноября 2023 г. Грозный : Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова, 2023. С. 153–156. DOI 10.26200/GSTOU.2024.33.57.031. EDN JDTJCF.

13. Ширшова, Н. С. Физическое воспитание как фактор формирования здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных учреждениях / Н. С. Ширшова, И. В. Барабанова // Научный поиск. 2015. № 4. С. 48–52. EDN OSZNMR.
Статья

Поступила: 20.04.2024

Опубликована: 30.09.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Шенеман, М. В., & Истомина, О. Б. (2024). Факторы здоровьесбережения детей в российских дошкольных образовательных организациях. ДЕМИС. Демографические исследования, 4(3), 74-87. https://doi.org/10.19181/demis.2024.4.3.5
Раздел
Здоровье, самосохранительное поведение и смертность