Характеристика здоровьесберегающего поведения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Научная статья
  • Марина Петровна Гурьянова НМИЦ здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия guryanowamp@yandex.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-9066-6882
    Elibrary Author_id 306470 SPIN 3447-1188
  • Полина Дмитриевна Клочинова Боровский центр социальной помощи семье и детям «Гармония», Боровск, Россия garmoniy-centr@yandex.ru
Выражение признательности
Статья подготовлена в рамках государственного задания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министер-ства здравоохранения Российской Федерации по теме «Гигиеническое обоснование условий развития, обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных органи-зациях», НИОКТР № 1220040800175-2. Авторы выражают благодарность сотрудникам центра «Гармония», а также руководителям до-школьных образовательных организаций района за участие в подготовке и проведении исследования.
Для цитирования
Гурьянова М. П., Клочинова П. Д. Характеристика здоровьесберегающего поведения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // ДЕМИС. Демографические исследования. 2024. Том 4. № 3. С. 88-104. DOI: https://doi.org/10.19181/demis.2024.4.3.6 EDN: WPPZUI

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению здоровьесберегающего поведения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в возрасте 6–10 лет. Исследование проведено в апреле-мае 2024 г. в Боровском районе Калужской области. Метод исследования – анкетный опрос родителей. Вопросы затрагивали реализацию таких важных направлений здоровьесберережения ребенка, как домашнее питание, режим дня, сна, гигиена, контроль за безопасным для здоровья ребенка использованием гаджетов, психологический климат в семье, отношение родителей к собственному здоровью и др. Изучен был также процесс взаимодействия родителей с медицинским учреждением и медицинскими работниками как субъектами здоровьесбережения детей. Было установлено, что большинство родителей (85%) полностью выполняет советы и назначения врачей. Большая часть родителей (68%) знает особенности заболевания и лечения ребенка. По оценке 54% родителей, их дети охотно соблюдают рекомендуемые медиками предписания. 15% родителей не удалось сформировать у детей с ОВЗ и инвалидностью навык выполнения рекомендаций врачей. У 30% родителей ребенок не соблюдает предписания врача или соблюдает благодаря родителям. В каждой третьей семье не соблюдается режим сна больного ребенка. Только у трети родителей (31%) ребенок посещает занятия ЛФК. Родители имеют невысокий уровень здоровьесберегающей компетентности по вопросу здорового питания. Материалы статьи могут быть использованы в работе специалистов медицинских и социальных учреждений, образовательных и общественных организаций, а также могут быть полезны исследователям, проявляющим интерес к проблеме здоровьесбережения детей с ОВЗ и инвалидностью.
Ключевые слова:
ребенок с ОВЗ и инвалидностью, семья, образовательная организация, медицинская активность родителей, здоровьесберегающее поведение родителей

Биографии авторов

Марина Петровна Гурьянова, НМИЦ здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия
доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
Полина Дмитриевна Клочинова, Боровский центр социальной помощи семье и детям «Гармония», Боровск, Россия
директор

Литература

1. Старшинова, А. В. Активность семей как фактор доступности медицинской помощи детям-инвалидам / А. В. Старшинова, Е. А. Гоголева // Дискуссия. 2015. № 5(57). С. 103–109. EDN UBEXOR.

2. Демина, И. С. Семья, воспитывающая ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, как ресурс проведения успешной коррекционной работы // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса : Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 08 апреля 2022 г. Москва: Известия института педагогики и психологии образования, 2022. С. 193–198. EDN IYOLYH.

3. Русанова, Н.Д. Роль семьи в формировании здорового образа жизни детей с ОВЗ : доклад // Образовательный Портал «Продленка», 08.01.2018. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/291253-rol-semi-v-formirovanii-zdorovogo-obraza-zhiz.

4. Симинякина, Л. В. Влияние семьи на психологическое благополучие ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Л. В. Симинякина, Н. А. Пешкова // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки : Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, Тула, 19 ноября 2020 г. –Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2020. С. 186–190. EDN UHTRXD.

5. Уклеина, А. Е. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / А. Е. Уклеина, С. А. Мухортова, Т. В. Горбачева [и др.] // Национальная Ассоциация Ученых. 2021. № 71-1. С. 41–43. EDN RYBJNG.

6. Егизарьянц, М. Н. Роль семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья / М. Н. Егизарьянц, А. А. Мякиньких // Проблемы педагогики. 2019. № 4(43). С. 67–68. EDN XYDZNR.

7. Ивасева, О. В. Физическое воспитание детей с ОВЗ в семье // Социально-экономические процессы: новое видение, вызовы, тенденции : монография. Петрозаводск : Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. С. 233–259. EDN PSDEXD.

8. Гурьянова, М. П. Социально-педагогический анализ социализации в семье детей с ОВЗ и инвалидностью / М. П. Гурьянова, П. Д. Клочинова, Н. И. Котова // Педагогика. 2023. Т. 87, № 10. С. 41–50. EDN GUJLPH.

9. Гурьянова, М. П. Профилактические технологии работы специалистов социальной службы по оказанию помощи семье в организации правильного питания / М. П. Гурьянова, Ж. Ю. Горелова, Е. В. Андрейчук, Ю. В. Соловьева // Социальное обслуживание. 2023. № 1. С. 71–80. EDN BEQHKT.

10. Горелова, Ж. Ю. Возможности применения современных профилактических технологий в работе специалистов разного профиля по оказанию помощи семье в организации правильного питания ребенка / Ж. Ю. Горелова, М. П. Гурьянова // Медицинский алфавит. 2023. № 8. С. 75–81. DOI 10.33667/2078-5631-2023-8-75-81. EDN VNGCAD.

11. Горелова, Ж. Ю. Обзор исследований по изучению влияния безалкогольных тонизирующих напитков на здоровье детей и подростков, проведенных в период с 2015 по 2023 год / Ж. Ю. Горелова, М. П. Гурьянова, А. М. Курганский // Медицинский алфавит. 2023. № 29. С. 28–32. DOI 10.33667/2078-5631-2023-29-28-32. EDN VEGJNU.

12. Гурьянова, М. П. Родительский контроль за безопасным для здоровья ребенка использованием гаджетов и соцсетей / М. П. Гурьянова, Т. П. Сеппянен, А. М. Курганский // Public health forum: Человек. Здоровье. Окружающая среда : Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции с международным участием, Минск, 14 июня 2023 года. Минск: Белорусская медицинская академия последипломного образования, 2023. С. 147–151. EDN HXEDPX.

13. Курганский, А. М. Медицинские и социально-педагогические риски использования детьми младшего школьного возраста цифровых устройств: эмпирическое исследование / А. М. Курганский, М. П. Гурьянова, П. И. Храмцов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023. Т. 20, № 3. С. 501–525. DOI 10.22363/2313-1683-2023-20-3-501-525. EDN BQFWMW.

14. Ткачева, В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья : диагностика и консультирование : [пособие]. Москва : Нац. кн. центр, 2014. 149 с. ISBN 978-5-4441-0057-8.
Статья

Поступила: 24.06.2024

Опубликована: 30.09.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Гурьянова, М. П., & Клочинова, П. Д. (2024). Характеристика здоровьесберегающего поведения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. ДЕМИС. Демографические исследования, 4(3), 88-104. https://doi.org/10.19181/demis.2024.4.3.6
Раздел
Здоровье, самосохранительное поведение и смертность