Демографическое образование в России: исторические аспекты и современная парадигма развития

Рецензия
  • Сергей Владимирович Козин Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия mister.svk92@yandex.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-8398-8805
    Elibrary Author_id 346402 SPIN 2261-9753
  • Татьяна Павловна Жидяева Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, Алатырский филиал, Алатырь, Россия tanya21_84@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-8238-193X
    Elibrary Author_id 623229 SPIN 5020-0021
  • Рафина Рафкатовна Закиева Казанский государственный энергетический университет, Казань, Россия rafina@bk.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-9513-7672
    Elibrary Author_id 941381 SPIN 7893-8536
Для цитирования
Козин С. В., Жидяева Т. П., Закиева Р. Р. Демографическое образование в России: исторические аспекты и современная парадигма развития // ДЕМИС. Демографические исследования. 2024. Том 4. № 4. С. 274-281. DOI: https://doi.org/10.19181/demis.2024.4.4.17 EDN: GWPQCX

Аннотация

Настоящая рецензия посвящена осмыслению ключевых положений и выводов Т. К. Ростовской, Е. Б. Бедриной и О. А. Золотаревой в коллективной монографии «Развитие демографического образования в России и за рубежом». Публикация данного академического произведения была приурочена к 300-летию Российской академии наук, которое отмечалось 8 февраля 2024 г. Анализируемая монография базируется на широком массиве различных нормативных документов, в частности Международной организации труда и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, связанных с регулированием демографических процессов, а также специализированной зарубежной и отечественной научной релевантной литературы. Авторы коллективной монографии отмечают, что на излете перестройки в СССР демографическое образование испытывает самый настоящий подъем, который проявляется, прежде всего, в популярности и статусе профессии, которой обучали в МГУ имени М. В. Ломоносова и МЭСИ. Это связанно с выходом в свет большого количества важных демографических теоретических, методологических и практических научных работ, которые в дальнейшем начинают приобретать значимость не только у специалистов-демографов, но и у историков, социологов, экономистов. Авторы научного труда тщательно и поэтапно описывают важность профессионального стандарта «Демограф». К сожалению, ими было установлено, что в настоящий момент в России существует определенный «кадровый голод» в специалистах-демографах. Но несмотря на это, авторы отмечают и положительную особенность, которая касается широких возможностей демографов на российском рынке труда (экономиста-демографа, ведущего экономиста-демографа, консультанта и специалиста демографической экспертизы и проч.) и, как следствие, дальнейшего развития своего потенциала. Подчеркивают значимость сохранения научных традиций в подготовке кадров, располагающих компетенциями в области демографии на стабильной и комплексной основе. В рецензируемом труде, как представляется, немалый интерес для читательской аудитории (особенно для демографов и социологов) может представлять анализ исторических аспектов, касающихся развития демографического образования в зарубежных странах – Великобритании, Германии, США, Финляндии, Франции, Чехии. Должное освещение в монографии получили и вехи демографического образования в нашей стране. Но интересней всего последние трансформационные веяния в отечественной системе образования, где значимую роль играет Институт демографических исследований (ИДИ) ФНИСЦ РАН, который с 2022–2023 гг. стал активно участвовать в разработке проекта ФГОС ВО по специальности «Демография», результаты которого еще только предстоит осмыслить научной общественности и внести соответствующие коррективы. По мнению авторского коллектива монографического произведения, в настоящий момент несомненным является то, что демографические знания становятся узловой частью российской науки и образования. В завершение рецензенты кратко обобщают выводы и указывают на новые возможные пути (направления) в развитии исследуемой тематики.
Ключевые слова:
демограф, карьера, подготовка специалистов-демографов, профессиональный стандарт «Демограф», Республика Тыва, управление персоналом

Биографии авторов

Сергей Владимирович Козин, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных технологий
Татьяна Павловна Жидяева, Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, Алатырский филиал, Алатырь, Россия
старший преподаватель кафедры гуманитарных и экономических дисциплин
Рафина Рафкатовна Закиева, Казанский государственный энергетический университет, Казань, Россия
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры промышленной электроники

Литература

1. Ростовская, Т. К. Развитие демографического образования в России и за рубежом : [монография] / Т. К. Ростовская, Е. Б. Бедрина, О. А. Золотарева ; отв. ред. Т. К. Ростовская. Москва : ФНИСЦ РАН; ООО «ИТД Перспектива», 2024. 224 с. ISBN 978-5-89697-421-5. DOI 10.19181/monogr.978-5-89697-421-5.2023. EDN EDHIUU.

2. Исупова, О. Г. Демографическая и семейная политика в разных странах: концептуальные подходы и практики // Демографическое обозрение. 2020. Т. 7, № 3. С. 51–83. DOI 10.17323/demreview.v7i3.11636. EDN ESMRDO.

3. Ростовская, Т. К. Некоторые аспекты управления карьерой специалиста в парадигме профессионального стандарта «Демограф» / Т. К. Ростовская, Н. С. Рычихина, О. А. Золоторева // Социологическая наука и социальная практика. 2023. Т. 11, № 1. С. 173–195. DOI 10.19181/snsp.2023.11.1.10. EDN GFUHHS.

4. Ростовская, Т. К. Особенности работы специалиста-демографа: обзор профессионального стандарта // ДЕМИС. Демографические исследования. 2023. Т. 3, № 3. С. 253–258. DOI 10.19181/demis.2023.3.3.17. EDN CUJQKC.

5. Рязанцев, С. В. Актуальные проблемы демографии и подготовки демографов в Туве / С. В. Рязанцев, Т. К. Ростовская, Л. А. Давлетшина // Новые исследования Тувы. 2022. № 4. С. 146–168. DOI 10.25178/nit.2022.4.12. EDN KOXQFF.
Статья

Поступила: 10.08.2024

Опубликована: 30.12.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Козин, С. В., Жидяева, Т. П., & Закиева, Р. Р. (2024). Демографическое образование в России: исторические аспекты и современная парадигма развития. ДЕМИС. Демографические исследования, 4(4), 274-281. https://doi.org/10.19181/demis.2024.4.4.17